TERRA_RIGA
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Четверг, 13.08.2020, 06:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Архитекторы [3]
архитекторы Риги и их проекты
внутренние дворы [3]
Деревянные дома [0]
Культовые сооружения [1]
Музеи [4]
Общепит [1]
Кафе, рестораны и пр.
отдельные дома и объекты [7]
парки и скверы [4]
Развалины [0]
улицы [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Форма входа
    Главная » Статьи » Улицы, дома и объекты Риги » Культовые сооружения

    Христорождественский кафедральный собор
    Необходимость строительства в Риге нового кафедрального собора обсуждалась еще в конце XVIII века. Но практическая реализация этой идеи стала осуществляться только спустя сто лет. С благословения епископа Рижского и Митавского Вениамина (Карелина) в семидесятых годах XIX века был начат сбор пожертвований на будущий храм. Спустя полгода князь Багратион, будучи генерал - губернатором Прибалтийского края, направил ходатайство министру внутренних дел Рос¬сии о строительстве в Риге достойного кафедрального собора.
    17 апреля 1874 года, по повелению Александра II, Рижской епархии выделяется 900 тыс. рублей.
    А в это время три известных рижских архитектора Я.-Ф. Бауман, Г. Шель и Р. Пфлуг уже завершили работу над своими проектами будущего собора.
    Каждый проект проходил в Риге, Санкт-Петербурге и Москве компетентную экспертную оценку. В итоге, в декабре 1875 года, на проекте академика Пфлуга была начертана резолюция Алексан¬дра II: «Приступить к сооружению...»
    Строительство сдавалось в подряд на конкурсной основе. Предпочтение было отдано виленскому губернскому архитектору академику Чагину.
    Освящение закладки собора состоялось 3 июля 1876 года. Первый камень в будущее здание заложил епископ Рижский и Митавский Серафим (Протопопов).
    К началу 80-х годов XIX века сооружение здания было уже практически завершено. Но в это время Александр III прислал в дар храму 12 колоколов. Самый большой, во имя Александра Невско¬го, весил более 800 пудов. Каждый колокол являлся выдающимся произведением художественного литья. Отливались они на заводе московского купца Николая Дмитриевича Финландского. Отливал колокола один из выдающихся мастеров конца XIX века Ксенофонт Веревкин.
    Этот ансамбль колоколов требовал специального архитектурного решения по их размещению. Р. Пфлугу было заказано дополнительное проектирование. Проект архитектора оказался весьма удачным. Колокольня над главным входом в храм создавала особую перспективу. Выполненная в еди¬ном с собором архитектурном стиле, она придавала большую объемность весьма высокому в целом зданию.
    Через восемь лет строительство храма было полностью завершено. 24 апреля 1884 года состоялась передача его в ведение духовного ведомства. А в субботу, 27 октября 1884 года, над Ригой впервые раздался звон всех 12 колоколов собора Рождества Христа Спасителя.
    Вскоре рижский кафедральный собор становится общепризнанным духовным центром не только Риги, но и всего края. В его деятельности принимают участие многие выдающиеся представите¬ли духовенства. В ряде источников сохранились сведения о том, что в сентябре 1894 года здесь совершал богослужение протоиерей Иоанн Кронштадтский, причисленный ныне к лику святых.
    Единое художественное решение имели резные иконостасы и клиросы. Их украшали узорчатые колонны, позолоченный орнамент из литого цинка, уникальная резьба по дереву. Особую художественную ценность представляли ажурные позолоченные врата главного придела. В общий стиль собора вписывалась церковная утварь. Все предметы ее были изготовлены из серебра 84-й пробы искусными мастерами московского фабриканта Хлебникова.
    В целом на строительство собора было израсходовано более полумиллиона рублей. Внутреннее обустройство обошлось в 140 212 рублей 87 копеек. Это в то время, когда фунт (400 г) хлеба стоил 2 копейки, а мяса — 15.
    Трагический поворот в судьбе храма начался в первую мировую войну. В 1918 году Рижское самоуправление фактически закрыло собор. Богослужение в нем было запрещено. А когда архиепи¬скоп Иоанн Поммер прибыл в Латвию по приглашению Вселатвийского собора православных при¬ходов, то застал храм в катастрофическом состоянии.

    Окна без стекол. Колокольня без своих уникальных колоколов. Убранство осквернено. Дорогие, художественной работы иконостасы перекорежены, свалены в кучу. Порушена роспись, распятие выброшено в мусор. Исчезло все, что представляло ценность. О том, кто в этом виноват и куда девались ценнейшие памятники православного церковного искусства, многовековой культуры, спорят и по сей день. Версий много, но возвратить мало что удалось.
    Деятельность собора возобновлялась с трудом. Вначале на каждое богослужение требовалось специальное разрешение властей. И только с Рождества 1922 года кафедральный собор начал свою каждодневную службу. Богослужение совершалось на церковно - славянском и латышском языках.
    К середине 30-х годов кафедральный собор был приведен в порядок, обновлена роспись. Шла упорная борьба за возвращение бывшего имущества собора, в том числе икон, церковной утвари. Храм вновь стал духовным центром Риги.
    Новый удар нанесла вторая мировая война. Опять разорение и воскрешение собора вновь. По¬сле войны шла обычная духовная жизнь. Собор продолжал быть духовной опорой для многих и многих людей, познавших ужасы и беды этой чудовищной войны.
    Но то, что не уничтожили две мировые войны и революция, было разорено в 60-е годы. Распоряжением Совета Министров 5 октября 1963 года собор был закрыт. На этот раз уничтожено и растаскано было все. От собора остались только стены. Но и их уродуют, перекрывают железобетоном, делают межэтажные перекрытия. Застраивают и перекраивают внутреннее пространство, уничтожая роспись. Дельцы от «знания» превращают храм в доходное место и эксплуатируют его тридцать лет.
    Только с июля 1991 года начался нелегкий путь к воскрешению. Почти пять лет шел демонтаж. Сложность была в том, что потолочные перекрытия, неизвестно как уложенные, создавали угрозу стенам самого здания. Требовались не только значительные средства, но и исключительная осторожность. Особую трудность представляли восстановительные работы центрального купола.
    Духовная жизнь собора началась в тяжелейших условиях 6 января 1992 года, когда Высокопреосвященнейший Владыка Александр совершил первое богослужение. С тех пор были начаты регулярные богослужения. Одновременно, с неимоверными трудностями, но непрерывно, день за днем велись восстановительные работы. Каждый шаг в этом направлении из года в год дается с огромным трудом. Сейчас Собор великолепно расписан. Покрыты медью все купола, сделана новая крыша. Позолочен крест на центральном куполе. Но еще многое предстоит сделать.
    Усилиями многих и многих людей трижды воскресший «Рижский», как его именуют в народе, Христорождественский собор, уже обрел свое достойное место в духовной и культурной жизни Латвии.


    Фотографии в альбоме «Katedrāle - Кафедральный собор» terra-jul на Яндекс.Фотках

    Riga, Kafedrale

    Riga, Kafedrale

    Riga, Kafedrale

    Riga, Kafedrale

    Riga, Kafedrale

    Riga, Kafedrale

    Riga, Kafedrale

    Riga, Kafedrale

    Riga, Kafedrale

    Riga, Kafedrale

    Riga, Kafedrale

    Riga, Kafedrale

    Riga, Kafedrale

    Riga, Kafedrale

    Riga, Kafedrale

    Riga, Kafedrale

    Riga, Kafedrale

    Riga, Kafedrale

    Riga, Kafedrale

    Riga, Kafedrale

    Riga, Kafedrale

    Riga, Kafedrale

    Riga, Kafedrale

    Riga, Kafedrale

    Riga, Kafedrale

    Riga, Kafedrale

    Riga, Kafedrale

    Riga, Kafedrale

    Riga, Kafedrale

    Riga, Kafedrale

    Riga, Kafedrale

    Riga, Kafedrale

    Riga, Kafedrale

    Riga, Kafedrale

    Категория: Культовые сооружения | Добавил: JuL (19.11.2011)
    Просмотров: 479
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Copyright MyCorp © 2020Бесплатный хостинг uCoz